Авторская школа Самвела Гарибяна: Двухкратный рекордсмен «КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА» по разделу «Феноменальная память».
Журнал «БУДЬ ЗДОРОВ» ноябрь, 2000 г. Память — это главный инструмент нашего разума. Однако у многих людей с возрастом она ослабевает. Да и молодые люди нередко проявляют забывчивость. Чтобы противостоять таким явлениям, нужно постоянно тренировать свою память. Методов, направленных на развитие и эффективное использование памяти, разработано немало. Один из популярных сегодня — метод Самвела Гарибяна. Самвел демонстрирует способность запоминать по 500 и более слов (в том числе на не известных ему языках), а также десятки многозначных цифр и прочей информации, хотя, как признается сам, является «человеком средних способностей». Как же достиг он успехов? ИГРА В ДЕТСТВО. Толчком к поиску Самвелом путей совершенствования памяти, как это нередко бывает, послужила болезнь. Когда парень учился на четвертом курсе юрфака, ему сделали операцию на глазах, после которой он не мог читать и писать. Воздерживаться от нагрузки на глаза надо было в течение полугода. Но Самвел не хотел брать академический отпуск, и потому решил запоминать лекции без конспектирования. Это оказалось очень не легко. Особенно плохо поддавался запоминанию материал по праву с его обилием статей и параграфов по гражданскому и уголовному кодексам. Самвел понял, что механическое запоминание, даже при сильном напряжении памяти, эффекта не даст. Он задался вопросом: почему дети лучше запоминают, чем взрослые? И сделал вывод — сила детской памяти не в ее особых свойствах, а непосредственности и эмоциональности ребячьего восприятия. Тогда он начал представлять излагаемую лекторами информацию в образах. Он создавал целый мир ярких и необычных ассоциаций, в котором параграфы статей представлял людьми или животными. Они боролись между собой или участвовали в сказочных приключениях.Помогли и занятия йогой — Самвел стал интуитивно подключать к процессу запоминания дыхательную гимнастику и упражнения на концентрацию внимания.Успешно закончив курс, молодой человек решил дальше углублять усвоенные приемы лучшего запоминания. Прочитав много книг на эту тему, он узнал, что метод ассоциативного запоминания применялся еще в Древней Греции. Так что его система содержит давно известные рекомендации, но в основе ее лежит придуманная им игра в детство, создание необычных до абсурда образов. Такая тренировка памяти, помимо увеличения ресурсов запоминания, обостряет мышление, помогает быстро реагировать на изменение обстановки и находить оптимальные решения возникающих проблем. ОДНА ГЛУПОСТЬ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ДРУГОЙ. Гарибян убежден, что человеку время от времени нужно «прочищать» мышление: «На наших мыслях, так же как на стенках кишечника и сосудов, оседают «шлаки» в виде стреотипов и отживших представлений о мире — считает он — И если мы не научимся менять свое мышление по мере изменения окружающего, то рискуем превратиться в людей отсталых, не интересных, а для молодежи даже глуповатых. Лучшим средством избавления от глупости стереотипов служит глупость, стоящая на другом полюсе — необычное представление, абсурд. Я призываю его на помощь для «прочистки» мышления.»Гарибяновская игра в абсурд внешне выражается в необычных, даже буффонадных, движениях. Помогая процессу запоминания, он размахивает руками, щелкает пальцами, топает ногами и гримасничает. Но это не беспорядочный набор движений, а некий динамический язык подсознания, язык движений и жестов, с помощью которых усиливается запоминание, создается особый психоэмоциональный фон мыслительного процесса, обеспечивается расслабление или сосредоточение. К примеру, каждое занятие по тренировке памяти он ачинает, представляя огромную важность этого дела. Создает образ необычайно мощной острой стрелы, которая вылетает из «арбалета внимания» и пробивает брешь в «стене неверия» в собственные силы. Укрепившаяся память рушит эту стену до основания. Все представляемые образы Гарибян и визуализирует в необычных движениях и жестах. Понятно, что каждый человек будет выражать их по-своему. Затем следуют дыхательные упражнения по системе йогов (прежде всего полное и очищающее дыхание), которые помогают насытить организм кислородом и активизировать мышление. Это продолжение психофизического настроя перед сеансом запоминания. Такие настрои полезно проводить перед любой интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой. Ну а сам процесс запоминания Гарибян, как говорилось, строит на создании ассоциаций. — Пища для наших мозгов должна быть вкусной, — говорит он, подразумевая под этим создание нестандартных, эмоциональных, по возможности смешных образов. Вот как он предлагает усваивать различные каиегории информации. ЗАПОМИНАНИЕ РЯДА СЛОВ Для того, чтобы запомнить в определенном порядке 2-3 десятка разрозненных слов, Гарибян советует сделать следующее.
малыш, электростанция, чукча, бревно, эпилепсия, лавина, мороженое, дрова, архитектор, акции, ядро, пещера… Он представил мальчика, которого решил подключить к электростанции. Но оттуда с угрозами выскочил чукча. Самвел стукнул его бревном, и у бедняги началась эпилепсия. Это вызвало сброс лавины снега в горах, который, скатываясь, превращался в мороженое. Падать ему преграждали дрова, сложенные архитектором. Эти дрова были оклеены акциями и т.д.Могу сказать по собственному опыту, что такая методика действительно усиливает запоминание. Если на первом занятии у Гарибяна я сама напряжением памяти за 5 минут запомнила 12 слов из 20, то после, на основе ассоциативного ряда я стала получать результат: 27-28 слов из 30, причем в определенном порядке. По мнению Гарибяна, наиболее активно тренируется память, когда включается процесс припоминания созданных образов и ассоциаций. Он считает, что припоминание раз в сто действует сильнее запоминания. ЗАПОМИНАНИЕ РЯДА СЛОВ С АБСТРАКТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ Этот процесс представляет большую сложность, чем усвоение обозначений предметов и конкретных действий. Как, к примеру, подобрать связки к словам Юриспруденция, блат, контекст, мысль, позиция, экономика, прогресс и т.п.? Гарибян сначала упрощает такие слова, заменяя близкими по звучанию простыми понятиями. Принцип парадоксальности при этом обязательно сохраняется. А потом слова-дублеры запоминаются по общей методике образов, связанных каким-либо необычным действием. Так, юриспруденция может быть представлена как юрист в пруду, лат — циферблатом часов, контекст — конем в тесте, позиция — балетной позицией, положением партнеров в сексе. ЗАПОМИНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ Этой проблеме Самвел отводит целый курс своего семинара. Он считает, что главное условие успеха при изучении иностранного языка — это запоминание большого количества слов. Имея большой словарный запас, потом можно легко понять и выучить грамматику. Для запоминания иностранных слов он применяет ту же методику, что и при запоминании абстрактных понятий. К иностранному слову подбирается близкое ему по звучанию слово или часть слова из родного языка. Самвел уверен, что такое созвучие всегда можно подобрать. По его мнению, в предыстории человечества,в довавилонский период, существовал единый общий язык. Вот как описывает он свой процесс запоминания: «Когда мне диктуют английское proverb («проверб») — пословица, я сразу же представляю что-нибудь «про верблюда», — описывает он свой процесс запоминания. Как можно связать столь разные слова? Совсем не обязательно искать в них соответствия в значении. Подсказка со своего языка может быть результатом растягивания или дробления слова, соединения его с какими-то аналогиями. Я не филолог и не обременен строгими правилами морфологии или орфоэпии. Мне ближе точка зрения философа Бальтазара Грациана, утверждавшего, что «правило мудрых — идти против правил». Вот так «против правил» он создает модели для запоминания слов:
ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР Найти рациональные способы запоминания чисел люди стремились с глубокой древности. В частности, Цицерон предлагал соотносить цифры с буквами, но система эта была громоздкой. Другие авторы в цифрах представляли типы людей, и тут тоже возникала путаница. Гарибян решил каждую цифру отождествлять с однородными предметами или природными явлениями. Почему несколькими? Чтобы не путаться при повторах цифр. Например:0
1
2
3
4
5
человека (чей телефон) в кабине бомбардировщика, пролетающего над Москвой. Он нажимает кнопку, но вместо бомбы из люка вылетает лев, который хочет укусить выпавшего из самолета бегемота с браслетами на ногах. Все они падают на стоящего на земле слона, что вызывает волну цунами.Словом, создается образная картинка, которая по необходимости сразу же воссоздается в памяти. соотнести образы с цифрами при постоянной тренировке не представляет особого труда. ЗАПОМИНАНИЕ ЛИЦ. Это не просто тренинг памяти. Можно вспомнить рассказы Каргени о молодом человеке, сделавшем без образования блестящую карьеру только благодаря своей способности запоминать имена людей. А для каждого чнловека чрезвычайно приятно, когда сразу же запоминают его имя. В своем сообщении он сослался на мнения буквально всех выступавших, назвав их по именам и должностям, чем покорил аудиторию, которая именно его выступление взяла за основу резолюции. Хотя, как сам признался этот человек, оно не содержало новых идей. Итак, чтобы лучше запоминать имена и лица людей, Гарибян находит в них объединяющее начало. Например, у женщины по фамилии Сошникова в прическе старается увидеть завитки, похожие на сошки, мужчину по фамилии Котикса представляет большим котом с портфелем. Чтобы портрет незнакомца лучше запечатлелся в памяти, надо представить этого человека в нескольких эмоциональных состояниях, в радости, страхе, удивлении и т.д. Запоминание фигур В этом упражнении активно работает зрительная память. Систематическая ее тренировка помогает лучше ориентироваться в пространстве, развивать творческие способности. Каждая фигура в принципе может быть схожа с каким-то известным предметом. Поэтому Самвел, отстаивая принцип ассоциативности, предлагает соотносить фигуры с чем-то, вызывающим эмоции, скажем, видами военной техники, которая ведет сражение. Побывав на курсах у Самвела, я с радостью отметила здесь множество молодых людей и детей. Они уже поняли: чтобы стать профессионалом в какой-то области, надо основательно поработать над собой и, помимо прочего, вооружиться методикой более эффективного использования памяти, которая поможет им учиться успешно. Немало было на занятиях и людей среднего и старшего возраста. Я разговорилась с одной из старейших слушательниц. Нине Ивановне — 76 лет. В прошлом библиотекарь, она и сегодня хочет получать полноценные впечатления от чтения книг, просмотра спектаклей, выставок. Методику запоминания слов и значений, предложенную Гарибяном, она сразу же стала применять для запоминания не только художественных произведений, но и повседневной информации. И это быстро дало результат. «Теперь я не забываю, куда я положила ключи или за чем шла в комнату» — с удовлетворением сказала она мне. Разумеется, предлагаемая методика, как и всякая тренировка, работает при систематическом ее применении. И, конечно, главное условие — это вера человека в успех. Валентина Ефимова
|