Школа Памяти

Авторская школа Самвела Гарибяна: Двухкратный рекордсмен “КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА” по разделу “Феноменальная память”.

“Русский репортер”  16 октября 2008

«Высечь себя»

На днях пришел ко мне один из моих постоянных клиентов и говорит: «Самвел, мне надо уволить почти всех сотрудников моей фирмы — посоветуй, как это лучше сделать, чтобы они не обиделись», — рассказывает корреспонденту «РР» Самвел Гарибян, автор оригинальных методик развития памяти и личности.

На его лекции и тренинги приходит много людей, но во времена глобальных потрясений их наплыв становится еще больше.

— Так было в 1998 году, после дефолта, — вспоминает Самвел. — Я снимал огромные, многотысячные залы, и они «под завязку» заполнялись людьми. К 2001−му волна спала, клиентура уменьшилась, поскольку все так или иначе встали на ноги и занялись трудовой рутиной. Сегодня я вновь чувствую всплеск интереса к моим тренингам: количество желающих их посетить — без всякой дополнительной рекламы — увеличилось в несколько раз. Кризис влечет за собой масштабную безработицу. Огромное количество умных, талантливых и квалифицированных работников оказывается выплеснуто на улицу. В этой ситуации, вместо того чтобы распускать нюни, им надо быстро научиться чему-то новому, чтобы вновь быть востребованными. Нужно развивать психологическую гибкость. Сегодня ты крупный чиновник — завтра секретарь, сегодня промышленник, а завтра полотер. Сможешь ли ты пересесть с «порша» на «девятку» и не сломаться? Сможешь ли переехать из замка в хрущобу? Умение сбросить привычную маску, открыто и с удовольствием ответить на новые вызовы жизни — это важнейший навык, без которого не выжить в стрессовых ситуациях.

Я ему предложил сначала публично «высечь» себя самого: назначить себе зарплату в 1 доллар, пересесть из дорогущего джипа на отечественную машину — чтобы люди видели, что ты страдаешь. А потом — увольняй: обиды не будет.

   —  Мы нашли человека, которому Самвел дал такой совет. Александр, владелец компании, поставляющей оборудование для розничной торговли, попросил не называть его фамилию: он ведь и вправду скоро уволит почти весь свой персонал, но не хочет, чтобы люди узнали об этом раньше срока. Он подробно объяснил, почему придется увольнять столько людей:

— Все крупные ретейлерские сети в нашей стране в пос­ледние годы развивались в кредит. Идеология была проста — занять как можно больше хороших мест, невзирая на их стоимость. И банки охотно кредитовали даже спорные проекты: развитие было в моде. А когда оказалось, что банки сдулись или боятся давать деньги в долг, у всех этих организаций начались крупные неприятности. Все имеющиеся у ретейлеров деньги, соответственно, направляются на погашение кредитов.

Моя компания поставляет торговое оборудование. Но оно нужно лишь тогда, когда идет развитие. Во время кризиса мы вообще никому не нужны. Заказов новых нет ни одного. Приходится резко сокращать расходы — выгонять людей на улицу. Сейчас у нас в компании 100 человек. Останется, думаю, человек 20. В 98−м, до кризиса, у меня было 54 человека, после — 12.

— Не тяжело увольнять?

— Очень тяжело. Тем более когда знаешь, что у них автокредиты, ипотека и так далее, а новую работу им найти будет, мягко говоря, непросто. Но медлить нельзя — надо спасать себя, свое дело и бренд. Для этого придется оставить лишь самых лучших, своеобразный скелет, на котором потом можно будет вновь попытаться нарастить мышцы, а может, даже и жирок. Кризис очень серьезный, я бы даже сказал, что все совсем плохо. Мы чувствовали, что что-то подобное возможно — слишком уж все было похоже на канун кризиса 98−го: такой же безудержный рост проектов, зарплат и понтов.

Александр в силу своей решимости, может, и выживет, а многие другие фирмы — нет. Не в силах расплатиться с долгами, они вынуждены будут продавать свой бизнес. И продавать чаще всего за копейки. На днях PricewaterhouseCoopers презентовала свой доклад о слияниях и поглощениях в российском среднем бизнесе. Главный вывод: сделок становится все больше, стоимость поглощения — все меньше. Майкл Кнолл, руководитель группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PWC, подтвердил, что экономический кризис лишь усилит эту тенденцию: «Кредитная задолженность, проблемы с оборотными средствами вынудят владельцев продавать бизнес — и продавать быстро. И у них не будет другого выхода, кроме как снижать цену».

Дмитрий Великовский