Школа Памяти

Авторская школа Самвела Гарибяна: Двухкратный рекордсмен “КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА” по разделу “Феноменальная память”.

Газета “ВРЕМЯ” 1 мая 1992 г. (Израиль).

“ГУРУ ОТ МНЕМОНИКИ”

Самвел Гарибян, 29-летний юрист из Армении, два года назад был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он безошибочно воспроизвел тысячу слов. произвольно выбранных из десяти европейских и восточных языков.

В юности врачи запретили ему на какое-то время читать, и пришлось учиться на слух. Так он убедился в верности слов Сенеки-младшего: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их”.

Убедившись в неисчерпаемых возможностях человеческой памяти, Самвел создал собственную методику тренировки, по которой сейчас проводит занятия в Тель-Авиве. На днях “Школу памяти” закончили первые выпускники.

  • “Неважно, сколько я в стране и кто я такой. Я вам отвечу по Марку Твену, что все – прекрасно. Не одному же мне ходить в дураках” – говорит пожилой ироничный мужчина.
  • “Ну, отчего ты так, я считаю, что деньги свои вложил недаром” -возражает автослесарь лет тридцати пяти (полгода в стране, работает, зовут Василий Тиулин).
  • “На первом занятии я запомнил из 20 слов всего два. Сегодня из 70-66. Когда-то у меня была память, как капкан. Но возраст, знаете ли, жизнь… иврит идет средне” – делится впечатлениями инженер Яков Гринштейн, полтора года в стране.
Все приемы Гарибяна записал и пытаюсь самостоятельно учить язык. Это ключ к упорядочению памяти.

После занятий я беседую с Самвелом Гарибяном:

-Раньше вы говорили, что вести занятия можно лишь в группе до 20 человек. А здесь у вас полный зал?..
-Раньше (это было четыре года назад), – у меня была еще недостаточно разработанная методика. Маленькой группе я, естественно, могу уделить больше внимания, но и наличие большой аудиторией не слишком влияет на качество.
-Это ваше первое зарубежное выступление. Из Израиля вы отправляетесь в Берлин и Вену. Здесь вашу аудиторию составляют репатрианты, там – иммигранты, иными словами, люди, испытавшие языковой и культурный шок, но в разных условиях. Это обстоятельство отражено в плане занятий?
-Методика рассчитана на запоминание разных видов информации. Я выбрал те моменты, которые касаются развития памяти на иностранные слова и на лица. В новой стране, чтоб не чувствовать себя изолированным, человек должен общаться, владеть запасом слов и знать людей вокруг. Мои занятия рассчитаны на развитие коммуникабельности.
-Какими языками вы владеете?
-Помимо русского и армянского. только английским. Запоминанию слов чужого языка у меня долгое время препятствовал психологический барьер, и эту часть методики я разработал позже других. Теперь я помню десятки тысяч слов из самых разных языков. Мне надо их систематизировать, заняться грамматикой. Но разъезды не оставляют времени.
-Отражается ли характер языка на скорости запоминания? К примеру, все говорят, что иврит очень логичен…
-Система пригодна для запоминания любого языка. У иврита есть, на мой взгляд, такое облегчающее качество как пластичность. Я не могу объяснить конкретно что это, я только интуитивно чувствую… В Израиле мне легко работать – еврейский темперамент, способности… Чем выше культурный уровень и интеллектуальные багаж слушателей, тем лучше достижения.
-А как вы думаете, могут повлиять занятая на характер людей, станут ли они более стойкими или более добрыми?
-Думаю, они станут более уверенными в себе. А человек, который верит в свои силы, становится добрее, потому что ему хорошо.
-Вы человек исключительных способностей… Можно ли научить этому?
-Дело не в таланте. У меня свой метод, который я умею красиво, убедительно и пластично преподнести. Вы сами видели – большинство сидящих в зале из 70 незнакомых слов уловили на слух и запомнили перевод более 50. Исключительность моей методики и ее максимальной эмоциональности и в идеомоторных реакциях. Путем медитации надо помести свой организм в состояние саморегуляции,. повышенной внушаемости, тогда все тело человек” синхронно с процессом запоминания начинает непроизвольно повторять движение мысли (Вот, оказывается, в чем смысл жестов, которые делают Самвел на сцене и многое слушатели в зале). Происходит очищение духа, приобщение к вечному…
-От адвокатской деятельности вы отошли, кем вы себя считаете сегодня?
-Гуру. В Индии называют так учителей, просветителей. Род профессиональной деятельности – мнемонист, человек, занимающийся проблемами мнемоники – искусства запоминания, по имени матери всех муз, греческой богини памяти Мнемозины. Сейчас в СНГ многие пытаются открыть похожие школы, пользуясь моими книгами, даже в Израиле продают их ксерокопии. Сегодня эти книги представляются мне уже не полными. Я доработал материл в Израиле, и через десять дней новая книга: “Школа памяти” выйдет в Тель-Авиве. Рассылаться она будет почтой по заявкам.