Школа Памяти

Авторская школа Самвела Гарибяна: Двухкратный рекордсмен “КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА” по разделу “Феноменальная память”.

“Едиот ИсраэлЬ” (Израиль), 6-13 апреля 1992

ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР

ЧУДО. Самвел Гарибян, 29-летний армянин, знает наизусть 23 тысячи номеров телефонов.0н вошел в книгу рекордов Гиннеса, как рекордсмен мира по запоминанию слов. Сейчас в Израиле он ведет курсы по улучшению памяти.

В рамках “Школы памяти Самвела Гарибяна” он уже занимался этим во всех концах СНГ и по переписке обучил тысячи заинтересованных из других стран. Самвел издал книгу, объясняющую его метод. Уже разошлось полмиллиона экземпляров его книги. После работы в Израиле он намерен вместе со своим импресарио Львом Клипером, репатриантом с Украины, продолжить свое турне и преподавать в Европе.

Свои занятия он проводит в зале “Оэль Шем” в Тель-Авиве. Занятия идут на русском языке, и его ученики – репатрианты всех возрастов, которые стремятся улучшить свою память для быстрого освоения иврита. Курс состоит из восьми двухчасовых занятий. Стоит он 250 шекелей. “Я гарантирую, что по окончании курса вы сможете запоминать по моему методу в среднем около 80 слов после одного прослушивания, сказал Самвел своим ученикам на первом занятии. Еще он гарантировал им, что они научатся запоминать номера телефонов “Я знаю наизусть 23 тысячи номеров телефонов”, адреса и лица, а также смогут запоминать тексты для сдачи экзаменов по различным дисциплинам.

Началось у него это абсолютно случайно. Самвел: “Всю жизнь я был близоруким, пока в 1984 году не решился на операцию. Тогда я был студентом юридического факультета, и особой памятью не отличался. После операции врачи запретили мне в течение полугода читать и писать, чтобы не напрягать глаза.

Сталкивались ли вы с иностранцем, который может наизусть перечислить названия всех улиц Бней-Брака? А я встретился с таким человеком – Самвелом Гарибяном, 29-летним армянином, внесенным в книгу рекордов Гиннесса, как рекордсмен мира по запоминанию слов. В СНГ его называют “Человек-компьютер”. Чтобы своими глазам убедиться в этом чуде, я взяла карту городов Гуш Дана и зачитала ему названия 50 улиц.

Самвел прослушал названия только один раз, делая странные движения телом. Сразу, как я закончила читать, он начал произносить названия улиц по порядку. Одно название он пропустил, одно попросил напомнить, все остальное повторил безошибочно.

Разумеется, он способен на большее. Два года назад он пришел в кабинет Игоря Зайцева, представителя Гиннеса в Москве, и заявил, что может за один прием запомнить 5 тысяч слов на любом языке, если ему скажут значения этих слов на русском. Комиссия из четырех человек приняла вызов, но за неимением времени решила ограничить список тысячей слов.
В течение трех с половиной часов слушал Самвел список слов на десяти различных языках – таких, как камбоджийский язык, эсперанто, пушту (язык одного из племен в Афганистане), бенгальский и малазийский. Еще два часа ушло у него на заучивание списка, а затем он с точностью повторил 960 слов. Этот рекорд зафиксирован в русском выпуске книги Гиннеса за 1991 год. Сейчас Гарибян ждет, когда его рекорд попадет в английский выпуск этого года.

Самвел живет в Ереване, по образованию он юрист. Две недели назад он впервые в жизни приехал в Израиль, где пробудет три месяца, в течение которых будет демонстрировать свои редчайшие способности и вести курсы по улучшению памяти.
Я не хотел брать академотпуск, приходил на лекции и пытался запомнить все, что говорил лектор. Сначала лекторы сердились на меня, потому что я не записывал, как остальные. Я стеснялся рассказывать им о запрете врачей, потому что не хотел, чтобы мои красивые сокурсницы считали меня больным. Я думал, что должен найти метод запоминания всего, о чем говорят на лекциях. Я, спросил себя: “Кто из лучших учителей мира ни разу не ошибался? Только природа. А кто представляет природу на земле? Еще “неиспорченные” дети. Я стал присматриваться к детям разного возраста и увидел, что их естественный способ воспринимать вещи – с помощью чувств. Каждая вещь напоминает им что-то из их внутреннего мира фантазии, так они запоминают новое.

Я понял, что взрослому человеку – чтобы он смог запоминать большое количество материала – надо искусственно вызвать эти чувства. Мне это удалось довольно быстро. Преподаватели, сердившиеся на меня, вынуждены были ставить мне на экзаменах очень высокие отметки. Я вообще перестал записывать, чтобы максимально использовать память. У меня нет дневника или телефонной книги, потому что я помню все наизусть.
– Как вы это делаете?
– Чтобы запомнить материал, нужно разделить функции мозга и физические функции организма, отделить сознание от подсознания. Когда мозг в полном сознании, он мешает организму и подсознанию работать через абсурдные ассоциации, необходимые для создания длинной цепочки памяти.
Нужно также, чтобы заработала фантазия. Например, мне надо запомнить список слов, между которыми нет никакой связи: полицейский, собака, пингвин, доска. Я мысленно составляю абсурдный рассказ: “Полицейский укусил собаку, которая совокуплялась с пингвином, и у них родилась доска”. И это помогает, потому что эти четыре слова просто невозможно уже забыть.